Как в России слушают лекции

Платформа аудиолекций Lectr и мобильное приложение «Город» для держателей карты «Тройка» решили узнать о том, как занимаются самообразованием в столичном регионе: в каком формате предпочитают слушать лекции, какие из них нравятся больше и сколько готовы тратить на саморазвитие. В опросе приняли участие более 4 тысяч жителей Москвы и Московской области.

Слушали и будут слушать

Согласно результатам опроса, большинство респондентов слушают лекции после того, как обучение уже закончилось. Так ответили 75% опрошенных (53% слушают иногда, 22% регулярно). Оставшиеся 25% никогда этого не делали.

А 80% сообщили, что обязательно будут слушать лекционные циклы в будущем (60% из них планируют это делать иногда, а 20% регулярно).

Интересно, что мнения разделились почти пополам при выборе предпочитаемого формата прослушивания: онлайн-лекциям отдали предпочтение 53%, а офлайн — 47%.

Треть слушателей уже пользуются специальными сервисами

Треть слушателей уже пользуются специальными сервисами, а две трети еще не отдали предпочтения какой-либо площадке.

На вопрос о том, как выбирают образовательные курсы, респонденты отвечали, что ищут их целенаправленно по теме (36%), узнают в социальных сетях (28%), спрашивают совета у друзей и коллег (12%), другое (24%).

Лекции, которые понравились больше всего московской аудитории

Лекции по экономике и бизнесу возглавили рейтинг — они понравились 22% респондентов. 20% отдали предпочтение психологии, которая заняла второе место. Замыкает тройку лидеров категория естественных наук (12%).
Далее почти с равным количеством голосов идут лекции по истории (9%) и искусству (8%). Также респонденты называли литературу (3%), социологию (2%), моду (2%), философию (1%), кино (менее 1%) и другие (11%).

Топ-5 наиболее понравившихся тем лекций

1. Экономика и финансы
2. Психология
3. Естественные науки
4. История
5. Искусство

Лекции слушали для общего развития и получения новой информации (так ответили 49% респондентов), для работы (32%), из любви к самому процессу обучения (6%), из желания уверенно чувствовать себя в беседах с друзьями и коллегами (5%), другое (9%).

Лучшая обстановка для прослушивания лекций

По результатам опроса, 44% человек выделяют для прослушивания лекций специальное время, затем чаще всего их слушают в дороге (20%), во время домашних дел (14%), перед сном (6%), на прогулке (3%) и в других ситуациях (13%).

(Не) готовы тратить на образование каждый месяц

Ежемесячно согласны платить за лекции почти 50% опрошенных, из них 32% готовы выделять на лекции более 300 рублей, 10% — от 100 до 300 рублей, лишь 7% — до 100 рублей.

Однако 37% заявили, что вообще не готовы тратить деньги и хотят слушать лекции бесплатно, а 15% затруднились ответить.

Методология опроса

Место проведения опроса: Москва и Московская область
Время проведения: июнь — июль 2022 года
Исследуемая совокупность: взрослое работающее население
Возраст: от 18 до 70 лет
Пол: 54% — мужчины, 46% — женщины
Размер выборки: свыше 4 000 респондентов